в портретное ателье «Боретти». Сын польского архитектора, интеллигентный и образованный человек, он
не только обучил мальчика азам фотографического ремесла, но и помог развить его вкус. Наппельбаум
начинал учеником копировщика — человека, который печатал портреты. В ту пору это была самая низкая
ступень фотографического ремесла: выше стояла работа ретушёра, ещё выше — фотографа. Боретти,
почувствовав способности мальчика, иногда во время своего отсутствия разрешал ему снимать самостоятельно.
Спустя три года ученичества Наппельбаум начал получать жалованье фотографа. Желанию Наппельбаума учиться
мешало не только отсутствие пособий по съёмке фотопортрета, но и бытовавшие тогда в среде фотографов нравы.
Каждый портретист «изобретал» какой-то особый приём съёмки или печати и всячески утаивал его. Сказывались законы
жёсткой конкуренции. Но молодой фотограф всё равно ухитрялся учиться: внимательно изучая витрины московских ателье,
он остро ощущал разницу в тех эстетических нормах, которым следовали его коллеги.
Всю жизнь Наппельбаума будет
тянуть «к перемене мест»: Козлов, Одесса, Евпатория, Вильно,
Варшава, города Соединённых Штатов Америки… Лишь в
1895 году, вернувшись в родной Минск, Наппельбаум, наконец,
открывает своё фотоателье. Минский период в творчестве
мастера занимает 15 лет. Именно в те годы начинается формирование
некоторых творческих
принципов: он бросает открытый вызов своим коллегам-фотопортретистам,
среди которых в ту пору процветала склонность к пошловатой красивости.
Наппельбаум отказался от назойливых, повторяющихся в снимках
аксессуаров. Перестал использовать белые и серые однотонные фоны. Отверг
статичность поз, создающих ощущение искусственности. Вместо ставшей
каноном групповой «трёхъярусной» композиции предлагал живые сцены
общения людей. В 1910 году
Наппельбаум переезжает в Петербург. Пройдёт время — и он станет
владельцем собственной фотостудии, расположенной в самом центре города,
на Невском проспекте. Семья фотографа была большой и
дружной: жена, четверо дочерей, сын.